О концерте в Херсоне Юрий Лоза просто забыл
Когда в Херсоне организовывал концерт Юрия Лозы, поначалу случился конфуз – ему звонят, мол завтра концерт, билеты на самолёт Вам отправлены, а он – ни сном, ни духом. Поскольку по причине сумасшедшего графика о концерте попросту…забыл. Но на концерте просто – таки «порвал Херсон». Давно было, но как будто вчера…
И примерно тогда же, лет эдак, лет 15 назад по творческим вопросам часто бывал в Москве, встречался с разными известными людьми. Однажды ехали с Юрием Лозой в его машине, и я, чтобы не терять время, беседовал с ним на разные темы. Затем сделал из этого материал. Вот вкратце его рассказ.
Чтобы нравится девочкам, чтобы как-то выделяться «лица необщим вы-ражением, в мое время было мод¬но, престижно уметь играть на гита¬ре. И мне казалось неправильным, что люди, которые умеют это де¬лать, пользуются успехом, а я нет.
Так и научился.
Потом был университет, где я бы¬стро понял, что занимаю не свое ме¬сто. Потом армия. Там был духо¬вой оркестр, «деды» уволились, играть некому. Меня спрашивают: «На чем играешь?» Говорю: «На гитаре». «А — а, ну на трубе и подавно сыграешь». Стал дуть.
Отдул два года, пришел из армии и начал играть на свадьбах и юбилеях. Но дело это хлопотное, и я решил осесть в ресторане. Стал прилично зарабатывать. Еще ресто¬ранная работа мне дала то, что я перепел и переиграл всю песенную и эстрадную классику: советскую, ан¬глийскую, греческую — любую. Т.е., что бы человек ни заказал, я все дол¬жен был сыграть.
Короче, я без бу¬мажки мог спеть 1000 песен. Помогала кстати и тренированная память шахматиста. Но появился нюанс. Я — компанейс¬кий человек, люблю компании и по¬стоянно начал опохмеляться, чего раньше никогда не было. А я все-таки спорт¬смен, футболист. И понял, что с ре-стораном пора кончать. И задумал¬ся: чего я хочу в этой жизни?
А хочу того же, чего и все: посмотреть мир, славы, денег. Мне сказали: «Поехали на гастроли — и все будет». Работали с программой «Ве¬селый каледоскоп» — с клоунами, фокусниками и т.д. В то время Бари Алибасов в Усть-Каменогорске ру¬ководил самодеятельностью (он все¬гда ею руководил), и у него возник¬ли проблемы — разбежалась коман¬да. горело какое-то мероприятие.
Мы, по его просьбе «отчесали» кон¬церт, ему понравилось, и он давай нас уговаривать работать у него, обе¬щая большие деньги. Обещанием больших денег он нас и соблазнил. Постепенно стал тянуть одеяло на себя: ушла солистка — тяну верхние партии, ушел банджист — взял банд¬жо. Короче говоря, из аккомпани¬рующего гитариста превратился в лидера команды.
А в 86-м решил ути, т.к. понял, что мне ничего не светит. У меня было очень много песенного репертуара, а Алибасов петь не дает. Год держали обещанием квартиры, которую, конечно же, не дали. Уволился и решил ехать в Москву. Восемь месяцев болтался по Москве, Не думал, что опять влезу в это. Влез.
Были «Зодчие» — хорошая команда. Подтянулся Валерка Сюткин. Когда я уходил, Алибасов говорил: «Сдох¬нешь в канаве». С тех пор мы с Алибасовым не общаемся. Четыре года я работал с «Зодчими», пока не по¬нял, что мы друг другу больше не нужны. У меня было много своего матери¬ала. Вышел с гитарой сам, как ав¬тор-исполнитель.
Потом понял, что мне тяжело стоять одному с гита¬рой, да и скучно. Не все мои песни хорошо звучали под гитару: что-то хотелось расцветить музыкой. По¬явился один КАМАЗ аппаратуры. Ра¬ботали пафосно и хорошо. Но се¬йчас ситуация в стране резко измени¬лась, и народ за безумные деньги уже не идет на концерты. Тогда нас были десятки, сейчас — единицы.
Пожа¬луй, кроме Пугачевой и Киркорова — никто. Потом и эти потихонеч¬ку сдулись. У меня — своя студия, и я перешел на работу по клубам. Иногда — концерты. К примеру, перед Новым Годом звонит человек и говорит, что со-брались хорошие люди, не «быдло”, которые любят мои песни. За горо¬дом у них 3-х этажная дача с боль¬шой комнатой.
Я ставлю аппаратуру и условие: хоть в бане, но в форме концерта. У меня принцип — не петь за столом под рюмку. Сколько раз предлагали: ‘Садись, мах¬нем по рю¬мочке, вот деньги». Нет, за столом не пою.
Но появилось ещё такое поня¬тие, как спонсорство: если человек дает деньги, он вправе требовать какого-то внима¬ния к своей персоне. Я де¬нег просто так не беру, но и за столом не пою.
Может, кому-то и дают просто так, но это неестественно: с какой ста¬ти? Я видел, как большой, заслужен¬ный артист, собирающий «Россию», чистил бороденкой туфли жене спон¬сора. Было, когда пришел один спон¬сор, весь зеленый, и говорит: «Воз¬вращай все, что я тебе дал — у меня кончились деньги, а то уроем. При¬шлось продавать квартиру, машину, аппаратуру. Вот так бывает.
Поэто¬му я не хочу нарываться на неприят¬ности. Я не хочу услышать ночью звонок от пьяного спонсора — мол, приезжай, Юрок, у нас тут компа¬ния, возьми гитарку. (тут я попросил его прокомментировать некоторые поступки его коллег, с трудом, но потом согласился)
Вика Цыганова никогда не была прекрасной певицей. Она посредственная певица, у нее нет сти¬ля, шарма, и т.д. Она выходит петь в общевосковой шинели морскую песню, не понимая, что весь этот ложный пафос написан у нее на фи¬зиономии. Это совершенно не гре¬ет. Потом, у нее дефект речи, ко-торый она не удосужилась исправить. Почему мы должны говорить о ней, как о явлении в музыке? И кто ска¬зал, что ей неприятно это петь?
Или вот меня поразила еще одна такая — Люба Успенская. Она мне рассказы-вала, что пришла к автору слов и композитору и поэту и заказала им песню. Когда ее упрекнули за то, что не заплатила, она удивилась: «А за что платить? Я им все рассказала, какая мне нужна песня. Чтобы про Рос¬сию, чтобы не банальная, чтобы душа от нее свернулась. За что платить?» Запредельная логика какая-то.
Что касается молодых, то они го¬ворят на языке, понятном их слуша¬телю. Попробуй подойти к компа¬нии 15-16 летних, т.е. тех, кто сейчас заканчивает школу, и поговорить с ними. Попробу завести разгово¬ры на какую-нибудь серьезную тему: о политике, литературе, философии. В лучшем случае, на тебя посмотрят, как на идиота, и отойдут в сторону. Они говорят на действительно важ¬ные темы: тусовка, дискотека, как Галька посмотрела на Витьку и т.д.
Есть такое понятие: реверсивное по¬нятие молодежи. Все, что было рань¬ше, — плохо потому, что так было рань¬ше. Бетховен плохой не потому, что писал хорошие песни или плохие. Бет¬ховен плохой только потому, что это было давно и он старый.
Точно так же старшая сестра для младшей — это враг номер один. Потому что старшей сестре чуть больше позво¬лено, старшая сестра чуть раньше начинает жить большой жизнью. Она раньше начинает краситься. У нее раньше появляются ухажеры. И по¬том, когда младшая сестра выходит в жизнь, все, чем жила старшая (моды, песни, кумиры), — все это нафталин.
Это не может быть хо¬рошим только потому, что все это — старшей сестры. Или, если роди¬тели тащатся от какой-то своей му¬зыки, значит они просто ничего не понимают в этом деле. Я в 16-17 лет тоже считал, что вкусы родите¬лей не могут быть нормальными, но только потому что это — вкусы родителей.
Это нормально, естественно. Поэтому каждое новое поколение ищет себе новых кумиров, а если их нет, лепят из всякого говна. Как происходит сей¬час: если нет никакой мысли, фило¬софской направленности, хватит про¬сто смазливой рожи и набора слов: весна — не до сна, кровь — любовь.
Пробиваться раньше и сейчас – этого нельзя сравнивать. То было совершенно другое: если раньше я бился над качеством материала, то сейчас все усилия на¬правил бы на поиски денег. Может быть, я занялся бы бизнесом, а по¬том начал раскручиваться. Потому что БЕЗ ДЕНЕГ РАСКРУЧИВАТЬСЯ БЕСПОЛЕЗНО.
Сейчас например идет раскрут¬ка такой девочки, как Анита Цой, так вот за ней стоят большие деньги, я вас уверяю. Это видно невооружен¬ным глазом. Ее муж — советник Луж¬кова. Она может рассказывать вся¬кие баки, но за ней просто стоят большие деньги. Поэтому не нужно думать, что вот выскочила девочка кореской национальности — и все русские ее сразу полюбили.
В это вложено очень много денег, так же как вложены деньги в Салтыкову, в Ветлицкую и т.д. Сами они этих де¬нег не заслуживают, но сумели эти деньги как-то найти. А значит, пото¬му что они лучше других сумели найти деньги, они и стали звездами.
Видимо, звездная болезнь нахо¬дится в прямой зависимости от скла¬да ума. Я считаю, что всегда отли¬чался философским складом ума. И вообще, все это чушь собачья: эст¬рада — не искусство. Искусством счи¬тается только то, что во всем мире искусство. Скажем, искусство эстрад¬ное Испании в лице Иглесиаса — это искусство, эстрада Чехии в лице Ка¬рела Готта или Вондрачковой — это искусство, а эстрада России — это явление локальное.
Так что, наша попса ни для кого в мире не может представлять ин¬тереса.
НИКТО из наших звезд за грани¬цей не работал на коренное населе¬ние. Даже «Песня года» на выезде работает только на наших эмигран¬тов. Мы работали в Израиле, в ма¬леньком клубике на 100 человек, а рядом Спиваков — в битком забитом зале на 4000 мест, и билеты прода¬ны на полгода вперед.
Искусство — это балет, это цирк, это хорошие танцевальные коллективы, гастроли которых расписаны на 3 года впе¬ред. А наша эстрада в любой стра-не работает только на местного зрителя, получая здесь хорошую прессу. Наши здесь живут, сами купаются в лучах собственной славы, хвалят сами себя, тащатся от себя, целуются на банкетах, на презентациях — и ниче¬го собой не представляют.
Вокалу мне серьёзно учиться не довелось, но я всегда и много занимался самообразованием. Изучал смежные жанры. Сейчас мне интереснее говорить об эстраде, петь на эстраде. А вообще всегда были какие-то эстетские жанры. Допустим, в 1910-м году Игорь Северянин был признан королем поэтов. Это не значит, что Северянин тех лет оста¬вил какой- то след в поэзии мира.
Сейчас тоже есть определенная часть публики, которая слушает поэзию Гребенщикова и пытается всем до¬казать, будто что-то в этом пони¬мает. Или разве можно всерьез считать поэтом Вознесенского? Последние 20 лет — это сплошное эстетство. Но вокруг этого постоянно производится много шума, есть люди, которые стоят рядом с великими и пытаются всем доказать, что во всей этой бе¬либерде что-то есть.
Что же касается недобро¬совестных журналистов, то я — человек по натуре бесконфликтный и стараюсь все вопросы решать мирным путем. Но при этом крепко стою на ногах. Могу за себя постоять, и со мной предпочи¬тают не связываться. И что можно про меня написать, что я голубой? Кто этому поверит?
Так что жизнью доволен, на судьбу не в обиде, на жизнь зарабатываю, чего и вам всем желаю.
Владимир МАРУС
Теги: лоза, Марус, москва, Президент, Херсон, шоубиз, шоубизнес
Трекбэк с Вашего сайта.