Меценат и кинопродюсер Виталий Богданов заявляет: Александр Роднянский, как настоящий мужчина, сдержал своё слово
Херсонец Виталий Богданов вместе с Владом Ряшиным стоял у истоков создания «Мелорамы», дружил и работа в качестве продюсера с «Братьями Карамазовыми», в качестве продюсера художественного фильма «Две Юли» получил «Украинский Оскар»: гран — при международного кинофестиваля «Молодость», опередив великого Роднянского..
Когда — то вместе с Владом Ряшиным они стояли у истоков создания «Мелорамы», дружили и работали в качестве продюсеров с «Братьями Карамазовыми». В частности, была почти швейковская история съёмки их клипа, опять же вместе с Ряшиным, в одной из полудиких африканских стран. Были неоднократные встречи с Леонидом Кучмой.
Было получение в Европарламенте диплома с автографом Терри Дэвиса, был сумасшедший кастинг на главные роли фильма, в котором принимала участие даже Ани Лорак, была меценатская поддержка главных команд «Что, где, когда», ведущих гандбольных команд, и многое — многое другое из его бурлящей эксклюзивно – экстремальными историями жизни.
Но лучше всего обо всём этом расскажет сам Виталий Богданов:.
«Это был последний фильм в жизни Александра Иванова, (незабываемый и всенародно любимый Кузнечик из «В бой идут одни старики»). Вскоре после получения нашего «Оскара» известного актера не стало. Встречи и работа с ним были одними из самых светлых страниц в моей жизни, которые я хорошо помню даже сейчас, по прошествии 20 лет…
Это изначально была откровенная авантюра. Снять в конце девяностых полнометражный, художественный, игровой украинский Фильм, среди разрухи и катастрофического безденежья. В успех предприятия не верил абсолютно никто, не верили украинские актёры — дебютанты, ставшие впоследствии известными.
Не верили ни Тамара Яценко с Александром Богдановичем, не верила режиссёр Алёна Демьяненко (дочь знаменитого Шурика из операции «Ы»). Не верили исполнители главных ролей, сегодня также популярная Вика Малекторович и рано ушедший из жизни Александр Иванов не верил даже…я.
Но если бы вы видели, как горели их глаза, в которых явно читалось: да, мы знаем, что чудес не бывает. Что сейчас нам просто скажут — извините, но денег нет, и «кина не будет», но как же хочется сыграть! И это решило всё. Я просто не мог обмануть их надежд, а потому сказал себе – «В’єтнамці не здаються, тож» КИНО ОБЯЗАТЕЛЬНО БУ — ДЕТ! Но, хотя искренние и красивые, это всё — таки слова, а что же на деле?
Первое испытание на «продюсеропригодность» — киноплёнка. Снимать тогда можно было только на «Кодаке», но стоила она тогда таких баснословных денег, что мама дорогая. А денег не было совсем, даже не баснословных. Что делать? И я пошёл к директору представительства «Кодака» в Украине, и на «чистом глазу» вру ему самым наглым образом.
Нам, говорю, предлагает дать плёнку одна из ваших конкурирующих фирм. Но мы же знаем, где настоящее западное качество, где не просто раскрученный брэнд, а вековые традиции и мировой авторитет. И мы хотим снимать только на вашей замечательной плёнке. Вы не поверите, да я и сам знаю, что так не бывает, но плёнку нам таки дали, причем, совершенно безвозмездно.
Теперь для съёмок нужна была всевозможная мебель. Тут уж я, как продюсер со здоровой долей благоприобретённого в процессе авантюризма, пошёл в достаточно серьёзную фирму по её изготовлению («ДИО»). Невероятно, но и они согласились нам помочь. Для съёмок нужна была разная, в том числе и офисная мебель.
А эта фирма изготовлением таковой тогда ещё не занималась. Я им — так займитесь, и они занялись. И впоследствии очень здорово «поднялись» именно на офисной мебели. Короче, и мебель нам дали ну совершенно бесплатно. Вы в такое можете поверить? Так вот я тоже не верил, но всё это было на самом деле, и масса свидетелей может это подтвердить…
Но тут понял –артисты всё равно не сыграют так, как нужно, то есть на настоящем нерве, на подъёме, на вдохновении, на взлёте, если не сделать им праздник. Надо, чтобы рядом с ними происходило что-то необычное, если не сказка, то хотя бы волшебство. А снимать ряд эпизодов в течение недели нам приходилось в одном из самых дорогих столичном ресторанов с интригующим названием «Диксиленд».
С хорошей, живой музыкой и красивым интерьером, где шеф — повар настоящий парижанин. Невероятно, но и хозяева этого ресторана сделали нам очень дорогой подарок. Они согласились бесплатно кормить артистов на протяжении всех съёмок, что происходили у них. А это как минимум неделя, и нужно было видеть, как взметнулись души наших актеров.
Вокруг них, по всей стране, как сказали бы сейчас, кризис, разруха, всё летит в тартатары, а их кормят в таком шикарном заведении, их уважают и любят, за ними ухаживают, их холят и лелеют. И наши замечательные артисты оживали, оттаивали, и играли как положено. А в конце съёмок радушные хозяева устроили в нашу честь большой банкет.
Но был ещё потрясающий эпизод. В одном из также дорогих восточных ресторанов хозяйка нас тронула до глубины души. Тут я впервые стал свидетелем того, чего никогда не забуду. В знак особого доверия, уважения и расположения она лично исполнила для нас настоящий танец живота. Не то жалкое подобие, что мы часто видим по телевизору, а настоящие восточные страсть и огонь.
Настоящее мастерство, которое впитывают с молоком матери. Такое не забывается. Но самое главное — они, хозяйка с мужем, который подыгрывал ей на нашем подобии бубна, делали это искренне, по движению души, повинуясь какому — то необъяснимому порыву. Видимо, в наших глазах тогда было что — то такое, отчего зажигались все, кто с нами соприкасался.
Итак, фильм снят. Затем — большой конкурсный отбор для международного кинофестиваля «Молодость». В конце концов для участия в финале оставили две киноленты, претендующие на звание «лучший украинский фильм» — «Две луны три солнца» Роднянского и Балаяна, и наш. Шансов у нас не было никаких, даже минимальных, чисто теоретических.
Ну представьте на минуточку — как уже говорилось, президент «плюсов», самого рейтингового и популярного тогда телеканала, мэтр из мэтров Роман Балаян, бюджет фильма миллион долларов, и это более двадцати лет назад, по тем временам это просто «космические деньги». А мы — всего лишь абсолютно стопроцентные романтики, идеалисты.
Бессменный президент фестиваля Андрей Халпахчи, человек мудрый, порядочный, интеллигентный, профессиональный и принципиальный, каких сейчас уже не делают, перед объявлением победителя нам сказал: «Ваш фильм гораздо лучше, я искренне болею за вас, но скорее всего жюри отдаст предпочтение Роднянскому, извините».
И вот — апофеоз феерии. На сцене киевского Дома Кино — уважаемые члены жюри, зал битком, очень много СМИ. Мы — плечом к плечу сидим в центре первого ряда, я и Роднянский. Слева от него Балаян, справа от меня Алена Демьяненко. Все телекамеры и фотоаппараты, как одно целое, направлены на Великого Роднянского.
Он вальяжен, импозантен, самоуверен, непогрешим и недосягаем, как настоящий небожитель. Благосклонно позволяет себя снимать и фотографировать, уже видимо предвкушая, как будет направо и налево раздавать интервью, вещать и ораторствовать. На нас — ноль внимания. И вот — кульминация.
Ведущий, как в репортаже о важнейшем государственном событии, чеканит каждое слово: «Гран — при фестиваля за лучший художественный фильм вручается…». Тут Роднянский, не вытерпев, медленно и важно встаёт, кланяется и делает два шага по направлению к сцене. Его озаряют десятки вспышек фотоаппаратов, щёлкают затворы, народ в зале затаил дыхание…
«…Вручается Виталию Богданову и Алёне Демьяненко» за фильм «Две Юли». Роднянский как — то неестественно запнулся, как будто натолкнулся на стену, затем сник. Остановился, ничего не понимая, затем выругался, и потупившись, ни на кого не глядя, вышел из зала.
А в заключительный день фестиваля был грандиозный вечер в зале официальных приёмов Адмнистрации Президента Украины. И Людмила Кучма на нём сказала нам и о нас много хороших слов. Леонид Данилович, который меня хорошо помнил по моей работе, изумился — «А ты, Виталий, что здесь делаешь?» И несказанно удивился, узнав что продюсируемый мною фильм получил гран — при.
Затем на международном фестивале «Киношок» наш фильм получил приз…критиков!!! Случай вообще в истории кино небывалый. Но Роднянский в судьбе нашего детища всё — таки сыграл роль злого гения. Он заявил: «Я ваш фильм всё равно никуда не пущу». И не пустил. Как настоящий мужчина, слово своё он сдержал.
Что ещё крайне интересно — на сайте кинофестиваля при попытке открыть 1998 год происходит довольно своеобразный и неожиданный «финт». Эта страница либо не открывается вообще, либо сразу же идёт переключение на год предыдущий либо последующий. Ловкость рук. Правда, на телевидение «Две Юли» всё — таки попали, но только на СТБ, в день рождения и в день смерти Александра Иванова.
Так что прокатная судьбы фильма так и не сложилась, в кинотеатрах тогда он вообще не попал благодаря «мэтру». Но всё это было, и никуда от нас не уйдёт.
Слава Украине!
Владимир МАРУС
Трекбэк с Вашего сайта.